Обеспечив объект системой пожарно охранной сигнализации, не стоит забывать о необходимости поддержания ее в рабочем состоянии. Гарантийное и профилактическое обслуживание ОПС гарантирует ей стабильную, надежную и долговечную работу, обеспечит сохранность имущества и безопасность людей.
После того как работы по установке ОПС завершены, может показаться, что дело окончено. В действительности выполнен лишь технический план (проектные и монтажные работы), теперь наступает время эксплуатации системы. Этот процесс представляет собой многолетнее взаимодействие заказчика и обслуживающей объект организации.
Техническое обслуживание системы охранно пожарной сигнализации представляют собой мероприятия по поддержанию объекта в рабочем состоянии. Для стабильного функционирования ОПС регулярное ТО обязательно и должно оно проводиться в полном соответствии с регламентирующими нормативами. Все условия сотрудничества заказчика и подрядчика указываются в договоре.
Не стоит путать гарантию на выполненные работы и гарантию на оборудование. Собственники смешивают эти понятия и считают, что техническое обслуживание не требуется, если существует гарантия на монтаж. В течение гарантийного срока, выданного монтажной организацией на произведенные работы, если вдруг перестал держаться кабель или датчик, специалисты обязательно это исправят. Но если возникла поломка любого прибора, придется иметь дело с гарантией на оборудование, выданной производителем. В оговоренные в гарантийном талоне сроки поставщиком производится замена неисправного оборудования. Собственными средствами собственнику или охраннику решить эту проблему не удастся. В этот момент и потребуются услуги обслуживающей организации.
При возникновении неисправности специалисты обслуживающей компании сообщают о необходимости замены, составляют акт и направляют нерабочее оборудование поставщику со всеми необходимыми документами. Если случай повреждения оборудования не является гарантийным, обращаться к поставщику бесполезно. Обслуживающая организация моментально отреагирует, составит акт с указанием причин поломки системы, предоставит прибор для временной замены, до того момента, пока не будет куплен новый.
На формирование стоимости обслуживания охранно пожарной сигнализации в Москве оказывает влияние множество факторов, но стоит понимать, что речь идет о высокоточном, ответственном оборудовании. Чем сложнее инфраструктура системы, тем выше требуется квалификация, и тем дороже обойдется обслуживание. Повышение или понижение ставок зависит и от площади объекта.
Стоимость технического обслуживания - от 2 500 руб
Прежде, чем прописать в договоре требования относительно выполнения работ, следует ознакомиться со следующими особенностями:
Техническое обслуживание охранно пожарной сигнализации кардинально отличается от проектирования и монтажа системы. Их главное отличие - продолжительность работ. При выборе обслуживающей компании следует отдавать предпочтение наиболее опытным и ответственным специалистам. Учитывая высокий уровень конкуренции в данной сфере многие компании стараются предложить дополнительные услуги и сервисы. Подрядчику их выполнение не составит труда, а заказчик будет избавлен от беспокойства о мелочах и сможет сосредоточиться на решении более важных вопросов. К перечню дополнительных услуг относятся разработка планов эвакуации при пожаре, печать обязательных инструкций и журналов, переосвидетельствование огнетушителей и прочее;
Составление договоров о ТО должно основываться на требованиях документов, регламентирующих их состав и порядок проведения - «Техническое обслуживание и планово-предупредительные работы», РД 009-01-96 «Установка пожарной автоматики. Правила технического содержания».
В договоре о техническом обслуживании системы обязательно указывается график, согласно которому будет произведено ТО пожарной сигнализации. Слишком частое проведение рабочих операций обойдется дорого, слишком редкое - не позволит предупредить возможные сбои и поломки.
Перед тем, как нанести визит представитель обслуживающей компании обязательно оговаривает время и формат выполнения работ. Особенно важен этот момент, если проверка ОПС требует приостановки предприятия. После окончания обслуживания система испытывается квалифицированными представителями заказчика либо экспертом, привлеченным со сторонней фирмы. В акте, выданном заказчику, указывается перечень проведенных работ и информация о работоспособности системы.
За действия после обнаружения признаков возгорания отвечает приемно-контрольный пульт. Он представляет собой комплекс внутри системы и именно на него подается сигнал, на который реагируют соответствующие службы. Обслуживающий специалист обязан проверить электротехническую инфраструктуру панели, протестировать функции аппаратуры, оценить надежность соединений, при необходимости произвести модерацию устройств;
Степень важности стабильной работы извещателей очень велика. Эти сенсоры определяют признаки распространения дыма на ранней стадии. Обслуживающий персонал проверяет техническое состояние, при необходимости регулирует чувствительность датчиков и пр. Узлам соединений уделяется отдельное внимание. Беспроводные системы не нуждаются в техобслуживании кабельной инфраструктуры, но требуют регулярной замены элементов питания либо пополнения запасов энергии через автономные источники энергии на месте;
Качество электропроводки определяется с помощью специальных тестеров. Эти приборы проверяют напряжение, силу тока и другие характеристики, влияющие на качество работы системы. Техническое обслуживание охранно пожарной сигнализации на данном этапе позволяет выявить поломки линий. При необходимости проводится модернизация сети. Выполняется она, и если есть возможность повысить надежность и сократить расход электроэнергии;
В системах пожарной охраны и пожаротушения автоматика устанавливается нечасто. Ее необходимость обуславливается спецификой работы объекта. Но это не говорит о том, что в ОПС полностью отсутствуют автоматические элементы. К примеру, модуль оповещения, запрограммированный на передачу сигналов, представляет собой в определенном смысле автономную пожарную сигнализацию. Обслуживание системы состоит из осмотра и корректировки настроек рабочих параметров.
Обслуживание систем охранно пожарной сигнализации и ремонт - разные вещи. При возникновении необходимости в устранении неисправностей специалисты разрабатывают проектные решения, на основании которых проводятся восстановительные работы.
Данные мероприятия имеют планово-предупредительный характер и позволяют поддерживать стабильную работу системы. Профилактика заключается в очистке панелей и внешних поверхностей аппаратуры и проводки, подпайке, смазке, притирке, оценки качества монтажа системы, а при необходимости, ремонте или замене пришедшего в неисправность элемента.
Профилактика позволяет на ранних стадиях выявить проблемы в работе ОПС, а также предупредить выход из строя всего комплекса.