Разработка ПЛА

Разработка ПЛА

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (ПЛА) - документ, в котором прописаны сценарии возможного развития аварий, порядок действий персонала для минимизации и ликвидации последствий согласно действующему законодательству и правил промышленной безопасности.

ПЛА менял свое название и мог встречаться в таких вариантах, как ПЛАС, ПМЛЛПА, ПМЛЛА, план мероприятий по ликвидации аварий, план ликвидации аварий, план ликвидации возможных аварий. Однако правильно будет использовать аббревиатуру ПЛА (план ликвидации аварий).

Для чего необходима разработка ПЛА?

Разработка данного документа обеспечивает:

  • прогнозирование возможных вариантов возникновения и развития авариных ситуаций на ОПО;

  • определение уровня готовности предприятия, эксплуатирующего опасный объект, к локализации и ликвидации последствий ЧС;

  • планирование согласованных действий персонала предприятий и аварийно-спасательных формирований в случае аварии на объекте;

  • выработка порядка оповещения оперативного и производственного персонала, должностных лиц, спецподразделений, органов федеральной исполнительной власти и других органов о произошедшей аварии;

  • разработка мероприятий противоаварийной защиты ОПО, снижающих масштабы последствий ЧС.

  • оценка эффективности принятых мер по предотвращению возникновения аварий на ОПО.

Кто обязан разрабатывать ПЛА?

Необходимость разработки плана локализации и ликвидации аварий возникла в связи с принятием ПП РФ №730 для предприятий и объектов, подпадающих под действие ФЗ №116. Согласно федеральном закону №116 разработка ПЛА (также известного под названием План 730) в обязательном порядке производится предприятиями, имеющими опасные производственные объекты (ОПО) I, II, III класса опасности и зарегистрированные в государственном реестре ОПО.

Когда разработка ПЛА не требуется?

Не нужно разрабатывать ПЛА предприятиям, имеющим объекты со следующими признаками опасности (п. 2 ст. 10 ФЗ №116):

  • IV класс опасности;

  • применяется оборудование, функционирующее под избыточным давлением свыше 0,07 мегапаскаля:

    • воды при температуре свыше 115°С;

    • пара и газа (в сжиженном и газообразном состоянии);

    • других жидкостей, температура которых превышает температуру кипения.

      Оборудование, работающее под давлением, рассматривается в комплексе с коммуникациями. К примеру, если котел функционирует на газу, возникает необходимость разработки ПЛА, потому как с вероятностью 90% он функционирует на топливе, которое поставляется по газопроводу среднего давления, относящемуся к III классу опасности;

  • применяются стационарно установленные механизмы грузоподъемного типа, гусеничные трактора, эскалаторы в метрополитенах, автокраны, фуникулер, канатные дороги.

Содержание ПЛА

План мероприятий по ликвидации аварий на ОПО должен содержать:

  • титульный лист;

  • общий раздел. Содержит характеристику опасного производственного объекта и возможные источники возникновения и сценарии развития аварийных ситуаций, а также характеристики травматизма и аварийности на объекте;

  • специальный раздел. Содержит информацию о порядке мероприятий в случае аварии на ОПО.

Если предприятие используется на одном земельном участке или на смежных участках работают 2 и более ОПО, производится разработка единого плана локализации и ликвидации последствий аварий, распространяющихся на все ОПО. Учитывая, что опасные производственные объекты могут иметь разный класс опасности и срок действия ПЛА, продолжительность действия документа будет равна наименьшему сроку действия по данным объектам.

Порядок утверждения, сроки действий и переработка ПЛА

Утверждение Плана ликвидации аварий на ОПО производится с руководителем предприятия, эксплуатирующего опасные объекты. С 01.01.2014 года ПЛА на ОПО обязан согласовываться с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (ПАСФ).

Согласованный и утвержденный ПЛА может иметь следующие сроки действия:

  • на объектах, где ведутся горные работы в подземных условиях - 6 мес.;

  • на объектах, где выполняются открытые горные работы, производится обогащение полезных ископаемых - 1 год;

  • ОПО I класса опасности - 2 года,

  • ОПО II класса опасности - 3 года,

  • ОПО III класса опасности - 5 года.

Переработка и пересогласование ПЛА производится не менее, чем за 15 дней до окончания срока действия документа. Также стоит помнить, что ПЛА является временным документом и может быть пересмотрен согласно п. 7 в таких случаях:

Не позднее 1 месяца после:

  • вступления в силу изменений в системе управления техпроцессами на ОПО;

  • изменения методики измерений и типа измерений на ОПО (в рамках производственного контроля выполнения требований пожаробезопасности);

  • закрытие отработанных или ввод новых участков горных выработок;

  • изменения схемы вентиляции;

  • изменение путей выхода сотрудников в случае аварии;

  • согласно акта технического расследования причин аварий на ОПО.

Также пересмотр ПЛА производится в случаях, если:

  • получено предписание Ростехнадзора или его территориального органа, выявившего несоответствие данных, отраженных в плане мероприятий;

  • имеются новые факторы риска, обнаруженные в ходе выполнения надзора в сфере промышленной безопасности на аналогичных ОПО.

Штраф за отсутствие ПЛА

Ответственность за отсутствие ПЛА на ОПО прописана в ст. 9.1 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. За нарушение требований промышленной безопасности п.1 на лицензированных ОПО предусматривается наложение административных штрафов:

  • на должностных лиц в размере 20 000 - 30000 руб. или дисквалификация на 0,5-1 года;

  • на граждан - 2000 - 3000 руб.;

  • на юридических лиц - 200 000 - 300 00 руб. или административное приостановление работы объекта на срок до 90 суток.

Грубое нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на выполнение деятельности в сфере промышленной безопасности ОПО (п.3) влечет за собой административные штрафы:

  • на должностных лиц - 40 000 - 50 000 руб. или дисквалификация сроком на 1-2 года;

  • на юридических лиц - 500 000 - 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности ОПО на срок до 90 суток.

Согласно ПП РФ №492 от 10.06.2013 г отсутствие ПЛА может квалифицироваться как грубое нарушение лицензионных требований, повлекших за собой последствия, прописанные в ч. 11 ст. 19 ФЗ №99 от 04.05.11.

За административные нарушения, указанные в ст. 9.1 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ИП) без регистрации юридического лица административную ответственность несут как юридические лица.

ООО «Сервис Безопасности Союза Спасателей» возьмет не себя все хлопоты, связанные с разработкой, переработкой и согласованием ПЛА. Большой опыт в данной сфере позволяет нам выполнять все работы профессионально и быстро.


Возврат к списку



Отправить сообщение

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*