План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти/нефтепродуктов (далее -ПЛАРН) представляет собой документ, определяющий мероприятия по обнаружению, локализации и ликвидации последствий возможных аварий. Разрабатывается он с целью защиты персонала, населения и окружающей среды от вредного воздействия нефти/нефтепродуктов. Разработка ПЛАРН осуществляется для каждого объекта индивидуально.
Главной задачей документа является детальное описание действий, позволяющих выявить, предупредить и устранить чрезвычайные ситуации, вызванные утечкой нефти. В соответствии с ПЛАРН производится оперативное реагирование аварийных формирований, персонала объекта и спецподразделений.
План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен разрабатываться в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:
ФЗ №68 от 21.11.1994 г.;
ФЗ №116 от 20.06.1997 г.;
ПП РФ №794 от 30.11.2003 г.;
ПП РФ №613 от 21.08.2000 г.;
ПП РФ №240 от 15.04.2002 г.;
ПП РФ №1189 от 14.11.2014 г.;
Приказом МЧС России №621 от 28.11.2005 г.;
Указанием по выявлению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов в случае ЧС (согласно приказа МПР РФ №156 от 03.03.2003 г.);
Приказа МЧС России №144 от 24.03.2003 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ №613 от 21.08.2000 г. и с учетом требований Постановлений Субъектов Российской Федерации разработка плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должна производиться предприятиями вне зависимости от формы собственности, осуществляющих:
добычу нефти,
разведку месторождений,
переработку нефти и нефтепродуктов,
транспортировку нефти и нефтепродуктов,
реализацию нефти и нефтепродуктов,
хранение нефти и нефтепродуктов.
Таковыми объектами являются:
стационарные сооружения для хранения нефти/нефтепродуктов (нефтехранилища, нефтебазы, АЗС),
плавучие и стационарные нефтяные терминалы и добывающие установки,
нефтеналивные баржи,
нефтеналивные судна,
железнодорожные составы,
автоцистерны,
трубопроводы.
Планирование действий по ликвидации аварийных разливов нефти, изложенное в ПЛАРН, позволяет определить необходимый объем технических средств и сил для ликвидации разливов в установленные законодательством сроки, а также для организации последующих мероприятий, направленных на ликвидацию последствий ЧС.
После поступления сообщения о розливе нефти локализация розлива должны быть произведена не более, чем за 4 часа при работе в акватории и 6 часов - при работе на суше.
ПЛАРН предусматривает:
количество сил и средств, необходимое для ликвидации ЧС, связанных с розливом нефти/нефтепродуктов, соответствия объема сил и средств задачам ликвидации и определение необходимости задействования профессиональных аварийно-спасательных формирований;
прогнозирование возможных аварий, связанных с розливами нефти;
состав, дислокацию и взаимодействие сил и средств;
порядок поддержания постоянной готовности с указанием организаций, несущих ответственность;
взаимный обмен информацией между участниками ликвидации последствий ЧС;
определение первоочередных мероприятий при получении сигнала о ЧС;
гидрометеорологические, географические и другие особенности района ЧС, учитывающиеся при проведении операций по локализации последствий аварий;
организация инженерного, финансового и материально-технического обеспечения проведения ликвидационных мероприятий;
график проведения операций по ликвидации ЧС;
обеспечение безопасности населения, оказание первой медицинской помощи.
ПП РФ №613 от 21.08.2000 г. определяет категории ЧС в зависимости от типа объекта и площади разлива нефти/нефтепродуктов во внешних пресноводных водоемах и на местности.
* Приказ МПР РФ №156 от 03.03.2003 г.
Разработка ПЛАРН производится согласно нормативам, определяющим объем утечки нефтепродуктов (в тоннах) как каждого вида водного и сухопутного транспорта, в соответствии с типом объекта. Далее документ должен пройти согласование в МЧС России и других надзорных органах в установленном законом порядке, согласно присвоенной предприятию категории чрезвычайной ситуации.
Срок действия документа в зависимости от уровня объекта может быть следующим:
местный - 3 года;
территориальный - 4 года;
региональный и федеральный - 5 лет;
региональные звенья функциональных подсистем РСЧС - 5 лет;
территориальные звенья функциональных подсистем РСЧС - 4 лет.
Органы, согласовывающие и утверждающие документ, определяются уровнем чрезвычайной ситуации:
местные. Органы, уполномоченные решать задачи ГО, задачи по предотвращению и ликвидации ЧС, при исполнительной власти местного самоуправления, входящие в состав, по согласованию с территориальными органами власти;
местные. Территориальное подразделение МЧС по субъекту РФ по согласованию с территориальными органами власти;
территориальные. Территориальные подразделения МЧС по субъекту РФ по согласованию с соответствующими территориальными органами исполнительной власти;
региональные. Органы исполнительной власти федерального уровня по ведомственной принадлежности к МЧС;
федеральные. Федеральные органы по ведомственной принадлежности к МЧС с соответствующими органами исполнительной власти федерального уровня и региональными центрами.
По истечении срока действия ПЛАРН проводится его переработка (корректировка). Корректировка плана по ликвидации авариных разливов нефти/нефтепродуктов перерабатываются досрочно по решению одного из утвердивших его органов, в случае внесения изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие составление ПЛАРН.
Ответственность за отсутствие Плана ликвидации аварийного розлива нефти прописана в ФЗ №195 ст. 20.6 КоАП от 30.12.2001. За игнорирование обязанностей по защите населения и территорий от ЧС техногенного или природного характера, и несоблюдение норм и правил по предотвращению катастроф и аварий на объектах социального и производственного назначения предусмотрены штрафы:
для должностных лиц - 10 000-20 000 руб.,
для юридических - 100 000-200 000 руб.
Специалисты ООО «Сервиса Безопасности Союза Спасателей» возьмут на себе разработку и согласование ПЛАРН. Все работы будут выполнены профессионально и оперативно.