Паспорт антитеррористической защищенности (далее - паспорт АТЗ) представляет собой технический документ, разработанный для предупреждения террористических актов и экстремизма, угрожающих жизни и здоровью людей в местах массового скопления. В паспорте безопасности объекта антитеррористической защищенности отражаются сведения о состоянии защищенности. Местом массового пребывания людей считают территорию общего пользования, на которой одновременно могут находиться более 50 человек.
• ПП РФ №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» от 25.12.2013 г.;
• ПП РФ №272 от 25.03.2015;
• ПП РФ № 447 от 14.04.2017;
• ПП РФ № 1273 от 19.10.2017 и т.д.
Паспорт АТЗ объекта необходим для зданий, предназначенных для предоставления услуг, мест массового скопления людей, инфраструктуры, сооружений. В документе должны содержаться данные, определяющие соответствие объекта требованиям относительно предупреждения кризисных (нештатных) ситуаций, защиты людей в случае террористической угрозы.
Информация, которую содержит паспорт антитеррористической защищенности объекта, предназначена для использования в служебных целях и предоставляется только субъектам исполнительных и контролирующих органов, сотрудникам оперативных подразделений, предпринимающим действия по ликвидации террористических актов и их последствий, оказывающим помощь людям, пострадавшим в результате стихийных и техногенных катастроф.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №272 от 25.03.2015г. объекты, на которых отмечается единовременное присутствие более 50 человек, обязаны пройти процедуру категорирования по степени потенциальной террористической опасности и разработать паспорт АТЗ новой формы. Контроль со стороны государства за исполнением требований данного Постановления возложен на МВД и Росгвардию.
Объекты подразделяются на 3 категории:
I категория - единовременно находится более 1000 человек;
II категория - одновременно присутствует 200-1000 человек;
III категория - единовременно пребывает 50-200 человек.
Требования ПП РФ №272 распространяется на 2 типа объектов:
находящиеся под охраной полиции,
имеющие категорию места массового пребывания людей.
Антитеррористический паспорт объекта важен для:
оперативного использования. Цель ведения данного документа - оценка объекта с точки зрения недопущения террористических актов, подробное описание с различными сценариями развития нештатных ситуаций, выявление наименее защищенных элементов и разработка вариантов их защиты. Паспорт АТЗ объекта нуждается в регулярной корректировке и актуализации. Содержащаяся в нем информация в кризисной ситуации используется сотрудниками МЧС, ФСБ, МВД;
с точки зрения законодательства. Разработка паспортов антитеррористической защищенности должна производиться в соответствии с пунктом 4 ст. 5 ФЗ №35 от 06.03.2006 г. Также каждое муниципальное образование отдельно издает свои подзаконные акты, в которых подробно расписывается информация о предприятиях, которые обязаны иметь паспорт антитеррористической защищенности объекта.
За отсутствие данного документа предусмотрено административное наказание с выдачей предписания по устранению обнаруженного нарушения. Право проводить проверку с наложением штрафов имеют представители органов МЧС и полиции, уполномоченные решать задачи в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и ГО.
Согласно ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ лица, виновные в неверной и несвоевременной разработке и/или несогласовании паспортов антитеррористической защищенности АТЗ в соответствующих инстанциях, невыполнении решений, касающихся противодействия терроризму, могут быть оштрафованы на суммы в размере 3-5 тыс. рублей. Должностные лица могут понести наказания в размере 30-50 тыс. рублей либо быть дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет. Размер штрафа для юридических лиц варьирует в пределах 300 тыс. - 1 млн. рублей либо влечет приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.
Типовой паспорт антитеррористической защищенности, заполненный согласно требованиям действующего законодательства кроме титульного листа и оглавления должен содержать такие разделы:
Аннотация. Содержит короткое описание целей и задач документа;
Лист корректировок и изменений. Отражается информация о внесенных изменениях с указанием дат;
Общие сведения. Содержит подробное описание объекта с указанием профиля, режима работы, реквизитов и пр.;
Сведения о персонале. Прописывает численность и данные сотрудников;
Анализ уязвимых участков. В паспорте безопасности объекта антитеррористической защищенности отражается информация об имевших место и возможных ЧП с моделированием ситуаций и возможных последствий;
Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности объекта. Содержит сведения о проведении организационных мероприятий по предупреждению и устранению кризисных ситуаций. Также должны быть отражены сведения об автоматических системах безопасности и контроле на объекте, порядок оповещения должностных лиц, сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по ликвидации и предупреждению ЧС;
Силы и средства охраны. Отражаются характеристики охраняемой территории, информация о силах и средствах охраны, об организации связи и др.;
Ситуационные схемы и планы. Содержит поэтажный и ситуационный план, схемы инженерных коммуникаций;
Системы жизнеобеспечения. Описываются системы водоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции, кондиционирования, отопления, степень их защищенности от несанкционированного доступа;
Взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами. Раздел должен содержать телефоны специальных служб с рекомендациями по взаимодействию;
Перечень источников информации. Указываются методические пособия и другие источники информации, применяемые при разработке плана антитеррора;
Выводы. Указывают степени риска на объекте, прописываются рекомендации;
Приложения. Содержит схемы, планы, системы коммуникаций, алгоритм действий руководящего состава, лицензии ЧОП, памятки сотрудникам и посетителям, инструкции по предотвращению террористических актов и пр.
Паспорт АТЗ может содержать другие разделы согласно требованиям территориальных органов безопасности МЧС, МВД и исполнительной власти.
Разработка паспорта антитеррора производится собственными силами либо заказывается специалистам организаций, имеющих должный опыт в сфере разработки подобных документов. Сам процесс разработки осуществляется при поддержке госорганов, с которыми документ будет в последствие согласовываться.
В федеральном законодательстве отсутствует единый образец заполнения паспорта, нет перечня согласующих органов, не прописаны сроки и порядок переработки паспорта, не указано, где должны храниться такие документы. Указания, разъясняющие спорные моменты, принимаются на муниципальном уровне. Некоторые государственные органы утвердили свои ведомственные шаблоны, и всем, кто к ним относится, необходимо их использовать. Муниципальные образования также разрабатывают свои шаблоны.
заключение договора. Разработка паспорта АТЗ проводится после подписания договора и согласования документов с учетом ведомственной и территориальной принадлежности объекта;
отправка запроса в муниципальное образование с целью организации комиссии по проведению обследования и категорирования объекта;
согласование даты проведения обследования;
обследование объекта с последующим составлением акта, в котором указывается категория потенциальной опасности;
обработка данных. Подготавливаются необходимые данные и согласовываются сроки использования;
разработка паспорта антитеррора;
одобрение образца заказчиком. После того, как была подготовлена вся необходимая документация и сопроводительные листы, паспорт проходит ободрение заказчиком;
согласование. Документ отправляется в соответствующие инстанции для согласования и утверждения.
Первую подпись и печать на документе ставит руководитель предприятия. Согласно ПП №1244 паспорт антитеррористической защищенности объекта должен быть согласован с представителями всех федеральных органов исполнительной власти, чья деятельность затрагивается. Число согласований может достигать 5. В основном паспорт безопасности объекта антитеррористической защищенности проходит согласование в следующих органах:
МВД РФ;
ФСБ,
МЧС,
Росгвардия,
Глава муниципального образования по месту нахождения объекта.
Наибольшее число согласований полагается согласно ПП РФ №272. Примерное количество экземпляров документа - 2-6. В каждом органе остается одна копия паспорта безопасности объекта антитеррористической защищенности и 1 экземпляр содержится на объекте. Количество копий паспорта на 1 больше числа согласований.
Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора
Наиболее распространенными причинами пересмотра и повторного согласования паспорта антитеррористической защищенности являются:
изменение условий работы объекта, влияющие на степень его безопасности;
внесение изменений в требования по обеспечению защиты населения и территории от ЧС;
решение МЧС - особые случаи с установленными сроками;
внесение изменений в постановление правительства и решение антитеррористических комиссий относительно обеспечения защиты населения и объектов от угрозы террористических актов;
рекомендации антитеррористических комиссий, МЧС, ФСБ, ОВД, высланные руководителю объекта в письменном виде;
при изменении профиля (вида деятельности) предприятия или смене арендаторов помещения и сооружений на многопрофильном объекте;
после завершения капремонта, модернизации, изменения, застройки территории объекта;
при изменении схемы охраны предприятия, перевооружении и дополнительном оснащении техсредствами видеонаблюдения, контроля, защиты и т.п.;
при смене собственника предприятия, реорганизации, изменении наименования;
не реже 1 раза в 5 лет.
Доверив разработку и согласование паспортов безопасности объектов антитеррористической защищенности сотрудникам ООО «Сервиса Безопасности Союза Спасателей», вы можете быть уверены, что документы будут составлены грамотно и согласованы в соответствующих органах и инстанциях.